Наталья Эфендиева: Духless. Локальная победа российского кинематографа

17.10.2012/20:21

В первый прокатный четверг октября случилось поразительное. Экранизация романа Сергея Минаева «Духless», сделанная Романом Прыгуновым, в первый же день выхода резко и резво обошла голливудские релизы — вторую «Заложницу», четвертого «Универсального солдата» и «Порочную страсть» — и собрал почти миллион долларов (29 500 000 руб.). Сухие цифры первого кинотеатрального уик-энда и вовсе возвестили о триумфе отечественной картины в этом временном промежутке. «Духless» (666 копий) — 5 168 610 долл. (161 208 957 руб.), «Заложница-2» (750 копий) — 1 988 050 долл. (62 007 293 руб.), «Порочная страсть» (370 копий) — 858 348 долл. (26 771 868 руб.), «Универсальный солдат-4» (420 копий) — 361 50411 долл. (11 275 300 руб.). Победа (хоть и локальная) одной российской картины над превосходящими голливудскими силами несомненно приятна и греет души тех еще окончательно не утративших веру, надежду и любовь к родной широкоэкранной продукции. Однако вот так вот брать и заявлять о возрождении интереса отечественного зрителя к отечественному же кино все-таки рановато. Хотя уже вышедшим во второй октябрьский уик-энд российским картинам и тем, что еще готовятся, в оставшиеся два с половиной месяца возможно и удастся начать разворачивать публику к родному кино передом.

На протяжении предыдущих 9 месяцев российские фильмы из тех, что рассматривались как зрительские хиты и выпускались копиями числом под тысячу, раз за разом надежд не оправдывали. Их обходил и мощный голливудский блок (с чем все, кажется, давно смирились как с неизбежным злом) и европейские картины. Среди не сумевших реализовать потенциал — «Ржевский против Наполеона», «Август. Восьмого», «Шпион», «Матч» и, что особенно печально и обидно, «Орда», явно выделяющаяся в этом ряду качеством замысла и исполнения. За исключением продукта, сработанного Марюсом Вайсбергом, жанр остальных картин тяготеет к экшену, замешанному на драме в конкретных исторических обстоятельствах. Но даже использование памятного исторического контекста, звездных актерских составов, известного литературного первоисточника («Шпион»), премии международного кинофестиваля («Орда») не помогло их создателям переключить внимание россиян с американской и европейской продукции. На этом фоне успешнее оказались фильмы, чьи бюджеты были не слишком высоки: «Тот еще Карлосон», «Мамы», «Самоубийцы», «8 первых свиданий», «Няньки». По всему выходит, что для российского зрителя из всех жанров важнейшим, а для продюсеров — доходным, становится комедия. Хотя к этому развеселому жанру названные картины можно причислить разве что по формальным признакам. Судя по юмору и сюжетным поворотам, культурными героями и вдохновляющими ориентирами в мире кино для Сарика Андреасяна, Егора Баранова, Александра Маляревского, Ашота Кещяна являются братья Уайанс, Джим Абрахамс и Дэвид Цукер вкупе с Лесли Нильсеном. Впрочем, по части низкопробного юмора некоторые из названных режиссеров переплевывают даже американских коллег. И попутно отвращают родную публику от картин более достойных Ибо сочетание «российский фильм» с некоторых пор сделалось синонимом недоброкачественной кинопродукции, которую смотрят либо кинокритики (по рабочей обязанности), либо совсем уж отчаянные фанаты отечественного кинематографа. Меж тем фильмы, которые стоит посмотреть в программном порядке, невольно могут попасть под раздачу.

На фоне бесконечных и до сих пор не вылившихся во что-нибудь путное разговоров на предмет спасения российского кинематографа (для кого — тоже не последний вопрос), доверие к нему то, покряхтывая, начинает восстанавливаться, то вновь активно подрывается. Сможет ли интерес, вызванный «Духlessом», распространиться и на выходящие вслед за ним нестыдные отечественные киноработы, будет понятно спустя время. Среди них «Пока ночь не разлучит» Бориса Хлебникова, «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой, «Измена» Кирилла Серебренникова, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова, «Рассказы» Михаила Сегала, «Со мною вот что происходит» Виктора Шамирова. Побиться за первые строчки кассовых рейтингов этим фильмам вряд ли удастся — выпустить большое количество дистрибьюторы все-таки не рискуют. Зато, с небольшим интервалом во времени, эти режиссеры напомнят, что российское кино может быть не только конкурентно- , но и жизнеспособным. Первые же две картины заслуживают отдельного разговора.

«Пока ночь не разлучит»

Фильм, состоящий из расходящихся и сходящихся линий, с кучей узнаваемых типажей, сыгранных родными кино- , театральными и шоубизнесовыми звездами, массой забавных ситуаций и моментов, Хлебников снял всего за 100 тысяч долларов. Гонорары же съемочной группе и актерам обещаны в виде процента от заработанного в прокате. Симпатичная история про посетителей пафосного московского ресторана и его работников не претендует ни на какие-либо глобальные обобщения, ни на глубину и ширину исследований по поводу современного общества, и вообще не заморачивается на сколь-нибудь серьезные темы. Эпизоды здесь нанизываются один на другой, какие-то провисают и остаются незавершенными, какие-то развиваются и подводят к кульминации. Вялое буржуазно-гламурное времяпрепровождение перебивается кухонными эпизодами, где тоже вполне себе узнаваемые персонажи во главе с колоритным шеф-поваром носятся туда-сюда, матерятся, вызволяют из кутузки своего сотоварища. Авторское сочувствие и понимание явно на стороне последних. Финальная же драка, к которой история несется на полном ходу, порадует всех, кто хоть когда-нибудь соприкасался с чудным и светлым миром чистогана.

«Последняя сказка Риты»

Источник: ИА REGNUM

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Еще новости Татарстана и России


17.10.2012/19:55 Акустические штрих-коды разработал аспирант из Америки

Американские ученые разработали акустические штрих-коды, информацию с которых можно считать, просто проведя по специальным зазубринам ногтем и расшифровав звук смартфоном, сообщают Вести.Ru со ссылкой на The Verge. Разработчик проекта – аспирант из Института взаимодействия человека и компьютера при университете Карнеги-Мелон Крис Харрисон. Его технология – это дешевый и эффективный способ…


17.10.2012/19:55 Леонид Барышев: кому дать денег

В IT-парке Набережных Челнов прошла открытая лекция бизнесмена Леонида Барышева. Послушать самого известного предпринимателя региона пришли 200 с лишним человек, часть которых уже имела собственный бизнес.Генеральный директор ЗАО «Эссен Продакшн АГ», депутат Госсовета РТ,  президент женского волейбольного клуба «Динамо-Казань» Леонид Барышев рассказал, как начинал свое дело, которое  превратилось в торгово-производственную…


17.10.2012/19:43 В Татарстане «амир моджахедов» скоропостижно умер от неизвестной болезни

Так называемый «амир моджахедов» Татарстана, взявший на себя ответственность за теракты 19 июля в Казани, скоропостижно умер от кишечной инфекции. Об этом заявила местная ТК «Эфир», показав видео с его захоронением, «полученным через социальные сети». Источник: ИА REGNUM


17.10.2012/19:27 В Республиканской детской библиотеке прошел семинар для библиотекарей Республики Татарстан

10 октября в ГБУК РТ «Республиканская детская библиотека» проведен семинар для библиотекарей Республики Татарстан на тему «Основные ориентиры деятельности библиотек Республики Татарстан, обслуживающих читателей-детей». Участники семинара — заместители директоров по работе с детьми, ведущие и главные библиотекари Центральных детских библиотек, заведующие сельскими библиотеками из 20 муниципальных районов РТ.  Главные направления библиотек,…


17.10.2012/18:42 О проведении апробации единого государственного экзамена по иностранному языку с реализацией процедуры устной части «Говорение»

В рамках реализации федерального эксперимента 17 октября 2012 года на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г. Казани проведен ЕГЭ по английскому языку с реализацией процедуры устной части «Говорение». В апробации приняли участие учащиеся 10 классов школ г. Казани. В целях ознакомления с…