Точки ремонтного роста

Несколько раз в год на страницах журнала «Авиатранспортное обозрение» (АТО) мы публикуем обзоры, посвященные техобслуживанию гражданской авиатехники. Обычно их предваряет общая статья, в которой повествуется о текущей ситуации в сегменте ТОиР России и ближнего зарубежья, и чтобы ее написать, мы опрашиваем нескольких участников рынка, берем комментарии у многих специалистов отрасли, пытаемся строить прогнозы и др. 
Но на этот раз мы решили немного отойти от устоявшейся традиции и рассказать о взгляде на ситуацию в российской индустрии ТОиР татарстанского провайдера услуг по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники — ООО "Тулпар Техник". Корреспондент АТО отправился в Казань, где лично ознакомился с возможностями основной производственной базы компании в главном аэропорту татарстана и узнал от местных специалистов, какие действия государства могли бы помочь развитию российского сегмента ТОиР.

По данным ATO, в прошлом году сегмент услуг техобслуживания самолетов в России заметно вырос и в первую очередь этому способствовало развитие флота авиакомпаний страны.

В третьей столице

Почти десять лет назад, в 2009 г., Казань получила право официально именоваться Третьей столицей России. В ее аэропорту, расположенном в 26 км к юго-востоку от города на территории Лаишевского района Татарстана, находится основная производственная база частного российского провайдера услуг техобслуживания и ремонта гражданской авиатехники — компании "Тулпар Техник".

В 2017 г. в международном аэропорту Казани было выполнено 15,6 тыс. самолето-вылетов, более половины из которых "выпустили" специалисты "Тулпар Техник" — кроме наземного обслуживания казанский провайдер в рамках собственных сертификатов OTAR-145 и ФАП-285 допущен к линейному техобслуживанию самолетов семейства Airbus A320, Boeing 737CL/NG, Bombardier Challenger 300/350/850, Global 5000/6000, Як-40/42.

Формы базового ТО татарстанские специалисты выполняют на воздушных судах Challenger 850, CRJ100 /200, SSJ 100, Як-40/42 и Ми-8МТВ-1. Для проведения базового техобслуживания у "Тулпар Техник" в столице Татарстана есть ангарный комплекс "А" (начало эксплуатации в интересах провайдера — 2010 г.) площадью 4,6 тыс. м2 и одна секция ангара "С" (2017 г.) площадью 1,6 тыс. м2. Оба сооружения расположены в северной части летного поля, примерно в 1,5 км западнее пассажирских терминалов казанского аэропорта.

Фото: УК "Тулпар Аэро Групп"

Правую половину ангара "А" специалисты "Тулпар Техник" используют для проведения базового техобслуживания самолетов SSJ 100 (одновременно могут разместиться две машины данного типа), левую — для работы с самолетами бизнес-авиации. Секцию ангара "С" провайдер использует для базового техобслуживания Bombardier CRJ100/200 — здесь одновременно могут разместиться два самолета.

С 2014 г. в распоряжении "Тулпар Техник" находится производственная площадка в нижнекамском аэропорту Бегишево (расположен в 177 км восточнее казанского) с ангаром площадью 4,6 тыс. м2, способным вместить магистральный самолет, например МС-21. Председатель совета директоров УК "Тулпар Аэро Групп" Азат Хаким в ходе встречи с корреспондентом АТО отметил, что в планах "Тулпар Техник" построить еще один ангар в казанском аэропорту. Топ-менеджер хочет, чтобы ряд решений, увиденных им в центрах технического обслуживания ведущих европейских провайдеров (например, по автоматизации), был внедрен в будущем новом ангаре "Тулпар Техник". "Мы планировали начать строительство в 2017 г., но, к сожалению, не все земельные вопросы решены с аэропортом, предлагаемые участки нас не устраивают, — прокомментировал Хаким. — Однако у нас есть готовый ангар в Бегишево, к более активному использованию которого мы вот-вот приступим. В Нижнекамске будет открыта линейная станция технического обслуживания "Тулпар Техник" по обслуживанию современной российской авиатехники — самолетов SSJ 100 и МС-21".

Читайте также  Аэропорт Бегишево получит сертификат ISAGO

Бережливая работа

Азат Хаким: "Тулпар Техник" постоянно внедряет элементы бережливого производства. Но пока что компания не привлекала внешних консультантов, а справлялась с этой задачей самостоятельно. По словам председателя совета директоров "Тулпар Аэро Групп", внедрение элементов бережливого производства не дань моде, а часть планомерной работы по повышению эффективности и снижению себестоимости услуг, а значит, и повышению конкурентоспособности компании: "Мы постоянно работаем над издержками. Например, закупили спецоборудование, позволяющее экономить электроэнергию, вынесли рабочие места инженерно-технического персонала прямо в ангар, продумали и реализовали маршруты перемещения специалистов, чтобы более эффективно использовать рабочее время. Более того, многие нововведения — это инициатива самих сотрудников компании. Нормирование технологических процессов производства с целью оптимизации времени выполнения работ — одно из них. Это долговременный процесс, но сокращение трудоемкости операции даже на несколько процентов может привести к уменьшению сроков простоя воздушного судна на несколько дней".

По итогам 2017 г. специалисты "Тулпар Техник" (в штате более 230 чел.) выработали 145,6 тыс. нормо-часов, что на 8% больше, чем годом ранее.

Персональный вопрос

"У наших специалистов на первом месте стоят не деньги, а стабильное развитие предприятия, патриотизм по отношение к нему" — так Азат Хаким ответил корреспонденту АТО на вопрос о том, как "Тулпар Техник" удерживает специалистов от перехода на более высокооплачиваемые места работы, например, в Москву. По его словам, на предприятиях группы компаний "Тулпар" для персонала созданы достойные условия труда (хороший инструмент и спецодежда, обеспечение питанием, доставка на работу и др.), а коллектив напоминает одну большую семью. Кроме того, "Тулпар Техник" работает с Министерством образования и науки Республики Татарстан по оснащению классов и аудиторий школ, техникумов и Казанского авиационного института различным авиационным имуществом. "Летом мы привозим школьников посмотреть наши ангары, наши специалисты рассказывают об авиации дошколятам. Любовь к авиации, а равно и нашей компании, мы закладываем со школьной скамьи", — отметил Хаким.

Поддержать российское

В беседе с корреспондентом АТО генеральный директор "Тулпар Техник" Вячеслав Дунин отметил, что в казанском аэропорту, по сути, нет крупной магистральной авиакомпании, способной предоставить специалистам провайдера значительный объем работ. "В том числе по этой причине в свое время мы не стали углубляться в техобслуживание Boeing 737 или Airbus A320, а нашли свою нишу в региональных и бизнес-ВС, став впоследствии авторизованным сервисным центром Bombardier (как для коммерческих, так и для самолетов бизнес-авиации. — Прим. АТО), получили первичную авторизацию от “Гражданских самолетов Сухого”", — прокомментировал Дунин.

По его словам, решение "Тулпар Техник" самостоятельно, без помощи ГСС выйти на рынок базового техобслуживания самолетов SSJ 100 (провайдер получил необходимый допуск осенью 2016 г.) было принято в том числе из-за активизации мер господдержки операторов данного типа ВС. Сегодня услугами татарстанского провайдера пользуются несколько крупных операторов SSJ 100. Коммерческий директор "Тулпар Техник" Дмитрий Онянов рассказал АТО, что объемы техобслуживания SSJ 100 будут только увеличиваться, так как их флот растет и постепенно взрослеет.

Читайте также  "Аэрофлот" раскритиковал российскую систему подготовки пилотов

От CRJ к SSJ

До недавнего времени одной из ключевых специализаций "Тулпар Техник" было проведение базовых форм техобслуживания региональных пассажирских самолетов Bombardier CRJ100/200 в рамках собственного сертификата OTAR-145 (ранее также имелся сертификат по требованиям EASA Part 145, но ввиду отсутствия заказчиков на воздушных судах европейской регистрации в целях оптимизации затрат из сертификата были исключены работы по ТО планера ВС. — Прим. Ред.) и обслуживание компонентов для данных типов ВС (например, колес и тормозов, аккумуляторных батарей) в рамках собственного сертификата EASA Part 145. По данным Росавиации, в январе 2018 г. в распоряжении российских авиакомпаний — "РусЛайн", "Ямал", "Северсталь", "ЮВТ-Аэро" и "ИрАэро" — было более 40 самолетов CRJ100/200.
Коммерческий директор "Тулпар Техник" Дмитрий Онянов, работающий на предприятии с 2015 г., рассказал АТО, что спрос на услуги ТО самолетов CRJ100/200 в течение 2016–2017 гг. был постоянным: "У нас есть наработанное число заказчиков. Слоты на ТО CRJ100/200 в нашем ангаре полностью расписаны до начала летнего сезона. По этим ВС мы не видим падения рынка вплоть до 2020 г. До этого времени CRJ100/200 будут находиться в лизинге или в собственности эксплуатантов. Потом, в первую очередь у некоторых операторов, начнется постепенный вывод CRJ100/200 c рынка и их продажа. Компенсирование падения объемов выполняемых работ на данном типе будет осуществляться в том числе и за счет привлечения эксплуатантов из стран СНГ, количество заказов от которых увеличивается год от года".
Объективное снижение объемов работ на пассажирских самолетах Bombardier "Тулпар Техник" рассчитывает нивелировать за счет растущего спроса на техобслуживание SSJ 100 и последующего выхода на рынок ТО самолетов МС-21.

Отметим, что у казанских специалистов достаточно взвешенная и трезвая позиция, касающаяся развития российского сегмента техобслуживания. "Хотя в стране есть гиганты, выполняющие C-check и D-check, но по нашему мнению, рынок ТОиР в России находится в зачаточном состоянии. Дело в том, что модель, когда провайдер ТОиР отделен от авиакомпании, пока большого распространения не нашла, — отметил Тимофей Кравцов, замгендиректора управляющей компании "Тулпар Аэро Групп". — Есть русская народная традиция — делать все своими силами и считать, что так будет дешевле. Собственники авиакомпании, как мне кажется, не привыкли, считать косвенные затраты, отсюда непонимание некоторых ценностей. Достижение определенного уровня качества в техобслуживании авиатехники стоит очень дорого, и окупить такие инвестиции для парка из нескольких самолетов, скорее всего, не получится".

Фото: АТО

Сегодня "Тулпар Техник" ведет консультации с корпорацией "Иркут". "Мы хотим стать авторизованным центром по техобслуживанию самолетов МС-21", — заявил Азат Хаким. Наряду с "Тулпар Техник" в группу компаний "Тулпар" входят коммерческая авиакомпания "Тулпар Эйр" (собственно, на базе ее инженерно-авиационной службы был создан в 2010 г. "Тулпар Техник"), вертолетный оператор "Тулпар Экспресс" и, как убедился корреспондент АТО, сильный производитель авиационных интерьеров "Тулпар Интерьер Групп" (с собственной производственной площадкой размером более 4 тыс. м2, оснащенной современным высокотехнологичным оборудованием).

Читайте также  "Ак Барс Аэро" заменит авиакомпанию "Татарстан"

Взгляд за рубеж

В "Тулпар Интерьер Групп" отметили, что деятельность взаимодополняющих специализированных предприятий, располагающих собственными производственными базами и ангарными комплексами, современным авиапарком (во флоте несколько бизнес-джетов) и высококвалифицированными специалистами, позволяет предоставлять услуги по принципу "единого окна" в России и за рубежом.

"Любому заказчику мы можем оказать услуги под ключ. Будучи коммерческим эксплуатантом, мы можем взять ВС под свой флаг. Мы — провайдер услуг по техобслуживанию. У нас есть полноценная интерьерная компания. Мы занимаемся ремонтом компонентов и будем двигаться в этом направлении дальше, в том числе активно развиваем сегмент обслуживания и ремонта авиадвигателей, — прокомментировал Азат Хаким. — Мы заточены на то, чтобы предоставить заказчику в одном месте максимум качественных услуг за минимальное время и разумные деньги. Выполняя собственные рейсы уже более 26 лет, мы понимаем важность вышеназванных критериев. При этом деятельность наших компаний не завязана на флот авиакомпании "Тулпар Эйр". На мой взгляд, это большое преимущество".

Фото: УК "Тулпар Аэро Групп"

Председатель совета директоров "Тулпар Аэро Групп" также заявил о готовности выхода на международные рынки в качестве провайдера услуг по техобслуживанию гражданской авиатехники российского производства: "Мы думаем и готовимся к этому. Когда количество SSJ 100 и МС-21 возрастет в разы, будем вести переговоры. Например, для того чтобы создать базы в Иране или Пакистане — да неважно где. Раньше мы эксплуатировали Як-42 в Пакистане, машины летали с очень высокой интенсивностью — более 300 ч ежемесячно. Сейчас уже более 40% наших специалистов владеют английским языком, и обучение технического состава продолжается. Как только российский авиапром будет готов к значительным поставкам за рубеж, мы с точки зрения техобслуживания авиатехники готовы подхватить этот процесс".

Нажмите, чтобы развернуть окончание материала >>

Для того, чтобы сразу видеть материалы целиком,
пройдите простую регистрацию или
авторизуйтесь на сайте.

Вместе с тем в "Тулпар Техник" указали, что техобслуживание — малоприбыльная деятельность, под которую проблематично привлечь инвесторов и найти "длинные" деньги. Этому в том числе мешает ряд проблем (подробнее см. с. 30) — например, несовершенство законодательства, таможенные препоны и др. По сути, государство заставляет авиакомпании лететь на ТО за границу, таким образом вывозя деньги из РФ, заметил Азат Хаким, сравнивая эту ситуацию с анекдотом: человек потерял в темноте пятикопеечную монету и, чтобы ее найти, поджег сторублевую купюру. Так вот, сегодня, пытаясь заработать на таможне, на НДС, государство, по сути, сжигает 100 руб. и ждет, когда найдутся пять копеек. В результате с потенциально мощной отрасли ТОиР в виде возможных налогов теряется в десятки раз больше средств. Но самое главное — из-за этого в Россию плохо приходят технологии, значительно дольше готовится квалифицированный персонал и др. В итоге все это, так или иначе, выливается в массу вещей, напрямую влияющих на безопасность полетов".